ИСТОРИЯ

ЧЕЧЕУЛЬСКОЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

с ОКТЯБРЯ 1970г. по ДЕКАБРЬ 2014г.

 

1_zdanie2Чечеульская детская школа искусств открыта в Канском районе в селе Чечеул в октябре 1970г. В октябре 2015 года исполняется 45 лет её активной творческой  деятельности  в эстетическом воспитании и обучении тому прекрасному, что заложено в области искусства.

         Открытие музыкальной школы в селе Чечеул было огромным событием не только  для села, но для Канского района. Ведь впервые наши сельские ребята начали заниматься в такой школе,  где их впервые начали приобщать к музыке, пению, музыкальной грамоте. В селе в квартирах появились музыкальные  инструменты: пианино, баяны.

         Открытию музыкальной школы в Чечеуле предшествовало письмо жителей села Депутату Крайсовета, директору птицесовхоза «Канский» Герою соц. труда И.К. Ануфриеву, в которых они обращались с просьбой об  открытии музыкальной школы в  Чечеуле. В эти годы птицесовхоз «Канский» — было одно из крупнейших совхозов края. Много уделялось  социальной сфере: строили жилые дома, ДК, школа, магазины, д\сад.

         Иван Карпович неоднократно обращался с просьбой в Крайсовет, в Управление культуры края, чтобы открыли музыкальную школу в Чечеуле.

         Необходимо отметить, что огромную роль в открытии музыкальной школы в районе сыграл И.С. Осипов Заслуженный работник культуры РФ, заведующий отделом культуры района. Вот эти два руководителя добились, чтобы музыкальная школа в районе была открыта 1 октября 1970 года.

         Начало было очень сложное. Надо было найти человека, который  возглавил бы это детское учреждение. Директором назначили преподавателя Чечеульской средней школы И.К. Косых. И не ошиблись. Иван Константинович, оправдал  доверие сельчан, руководство района. 43 года он возглавлял Чечеульскую школу искусств. За свои заслуги в развитии Чечеульской школы искусств он получил звание Заслуженный работник культуры РФ и многие  другие награды.

         В первый год открытия школы выделили в старом здании д/сада 3 комнаты, привезли старое пианино, баян. Литературы вообще не было.2_zdanie2 Первые преподаватели: фортепиано – Шейн А.П., баяна — Шаталов Л.А., Косых И.К., сольфеджио, хор – Косых Г.М.

         Приняли в 1 класс 15 пианистов, 25 баянистов – детей села Чечеул. Очень сложно было заниматься в таком здании, где была музыкальная школа, квартиры

, общежитие для механизаторов. Но школа начала работать. Огромную поддержку оказывала директор Канской музыкальной школы Крючкова Л.П. Заслуженный работник культур

ы РФ. Она давала советы, оказывала помощь в оформлении документов. Уже в первые годы музыкальная школа приняла активное участие в культурной жизни села. В школе был создан прекрасный детский хор «Пионерия» под руководством Г.М. Косых. Он активно выступал не только в своем селе, но и в районе, на краевом телевидении. В последствии хор получил звание «Образцового» детского творческого коллектива. Пианисты, баянисты начали выступать в ДК на различных мероприятиях в Чечеуле.

В 1975г. состоялся первый выпуск баянистов. 15 ребят получили первые свидетельства об окончании Чечеульской музыкальной школы. Это Кругликов Сергей, Козлова Татьяна, Цыбина Нина, Мокшина Надежда, Сухоплюева Тамара, Силонов Виктор, Лебедева Ирина, Якивьюк Ирина и другие. Многие из них поступили в средне/специальные музыкальные учебные заведения. Например, Сухоплюева Тамара окончила Абаканское музыкальное училище  и сейчас уже много лет работает в своей школе преподавателем. Якивьюк Ирина возглавляет школу искусств в пос. Новая Солянка Рыбинского района, Козлова Татьяна после училища работает музыкальным руководителем в Чечеульском д\саде.

В 1977г. – первые выпускники фортепианного класса. Это Кечина Ирина, Иваненко Людмила и многие другие.

В 1971 году в школе открыли хоровой класс, в 1975 году класс духовых инструментов. В 70-ые годы были открыты классы изобразительного искусства, хореографии.

В 1985 году открыли классы гармони, домры, классы декоративно-прикладного искусства (керамика, резьба по дереву).

В 1985 году открыли фольклорный класс, на базе которого сформировался образцовый фольклорный ансамбль «Родничок».

В 1980 году музыкальная школа была переименована в школу искусств. Это первая школа искусств в Крае на селе. Много было сомнений со стороны многих музыкантов края. Считали, что все эти дополнительные предметы перекроют путь детям к музыке. Жизнь показала, что в школу искусств должны входить все виды искусства, не только музыкальные дисциплины и сейчас многие музыкальные школы переименованы в школу искусств.

3_zdanie2   За 45 лет Чечеульская школа искусств работала в 4-х  зданиях, которые все были приспособленные. И только в 2014 году в связи с передачей аварийного  здания бывшего детского дома за 2,5 года проведена реорганизация  и капитальный ремонт данного здания и сейчас это прекрасная школа искусств на селе. Она была бы ещё лучше, если бы самовольно Отдел образования района без всякого согласования с директором  школы искусств, с разрешения бывшего Главы администрации Канского района, без всякого Решения администрации района  для Чечеульского д\сада захватили 120 м2 здания ДШИ. Сейчас в Чечеульской школе искусств 800 м2, которых не хватает для нормального ведения учебного процесса. Опять, в очередной раз школа искусств в Чечеуле унижена. А ведь в этой школе обучается более 220 детей из сел Чечеула, Новый Путь, Зеленый Луг, Верхний Амонаш, Сотниково, г. Канска. Это одно из крупнейших сельских школ Красноярского края.

В школе искусств сейчас работают 20 преподавателей, половина из них бывшие ученики своей школы. Почти все педагоги имеют 1 или высшую квалификационную категории.

43 года в Чечеульской  ДШИ работают преподаватели – они же первооткрыватели этой школы:  Заслуженный работник культуры РФ Косых Иван Константинович, Лауреат премии многих Международных конкурсов, его супруга Косых Галина Михайловна.  Галина Михайловна является Лауреатом премии  Красноярского края в области нетрадиционной культуры, Отличник культуры РФ. Этот педагог много лет возглавляет  известный в районе детский фольклорный ансамбль «Родничок», вокальный ансамбль педагогов «Русская песня», вокально-хореографический ансамбль «Сибирята». В 2015 году Косых И.К., Косых Г.М. отмечают 50-летие совместной жизни и 50-летие творческой деятельности.

По стопам культурной жизни  Ивана Константиновича и Галины Михайловны пошёл и сын Косых Евгений Иванович. Это он возглавляет образцовый ансамбль «Чечеульские гармонисты», который хорошо известен не только в районе, но и в Красноярском крае. В марте 2014 года отец Косых И.К. передал руководство школой искусств сыну Косых Е.И. Сейчас он является руководителем Чечеульской школы искусств. Здесь же в школе искусств работает внучка И.К. Косых и Г.М. Косых – Сорока Наталья Валерьевна, она пошла по творческому пути своей бабушки, является руководителем фольклорного ансамбля «Тополёк». Здесь же в школе искусств учится на гармони внук  И.К. Косых и Г.М. Косых – Дима. Эта огромная семья отдаёт свои знания, умения и профессиональные навыки подрастающему поколению молодёжи.

Уже много лет в Чечеульской  школе искусств  работают преподаватели Богаевская Т.Г. – преподаватель баяна, Окладников Н.А. – преподаватель духовых инструментов, Самохвалова  В.М.- преподаватель хореографии, Груздиков А.Ю. – преподаватель изобразительного искусства.

Пользуясь опытом старейших педагогов успешно, творчески работают и молодые педагоги: Белугина И.В. она ученица Косых Г.М., окончила Красноярский колледж искусств и приехала в своё село. Она возглавляет младшую фольклорную  группу «Субботея», поёт в ансамбле «Русская песня» и оказывает огромную помощь Чечеульскому ДК.  Успешно работают молодые преподаватели Неживая И.С.- преподаватель хореографии; Сирота Ю.А. – преподаватель баяна; Козлова Ю.Ю.- преподаватель керамики, также выпускницы нашей школы искусств.

Творчески работают  преподаватель керамики Симанова Е.А., преподаватель истории искусств Ларвушина Н.В., преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы Завадская Н.В., преподаватель фортепиано Коник М.В. Этот сплоченный творческий педагогический коллектив  выполняет огромную работу в воспитании молодёжи.

Чечеульская детская школа искусств является центром культурной жизни не только в своём селе, но и в Канском районе.

Сложно перечислить все мероприятия, проведенные педагогами и учащимися школы за 45-летний период. Это участие в Международных конкурсах России: «Подснежник» г. Новосибирск, «Роза Ветров» г. Москва, «Дары талантов Сибири» г. Красноярск, «Вертикаль-14» г. Красноярск, «Орлята России» ВДЦ «Орлёнок», ВДЦ «Океан» г. Владивосток», «Волна Фантазий» г. Сочи, «Я люблю тебя Россия» г. Москва и многие другие конкурсы.                                                                                                      Всероссийские конкурсы: конкурс фольклорных ансамблей в г. Омске, «Енисейская Мозаика» г. Красноярск.

Ежегодные участия в Зональных конкурсах Восточной Зоны Красноярского края. Очень много концертов, смотров, фестивалей, выставок в Красноярском крае, в Канском районе, в селе Чечеул.

Очень много проводится мероприятий в школе искусств: конкурсы, концерты, выставки учащихся художников.

Одним из главных направлений педагогический коллектив считает  повышение качества образовательного процесса. Повыdeistvuiushchee_zdanie2шение качественного уровня знаний учащихся, высокой эффективности проводимых уроков. Поэтому преподаватели постоянно повышают свой профессиональный уровень (курсы повышения квалификации, участие в методической работе школы, открытые уроки, методические сообщения(.

Доводимость учащихся до выпуска составляет 66%. Ежегодно учащиеся поступают в ССУЗы и ВУЗы.

В школе введены две предпрофессиональные Программы по «Живописи», «Музыкальному фольклору».

Чечеульская ДШИ имеет тесный контакт со средней школой, д\садом, ДК и другими организациями.

Укрепляется учебно-материальная база. В новой школе классы хорошо оборудованы, приобретается необходимая мебель, музыкальные инструменты.

В ноябре месяце 2014г. школа приняла участие в конкурсе «Культура России 2014-2018гг.» и выиграли  рояль, баян, духовые инструменты.

Пройдя 45-летний период своей деятельности, Чечеульская детская школа искусств успешно  выполняет важную государственную задачу. Через искусство, посредством искусства преподаватели прививают молодёжи все прекрасное, что заложено в музыке, изобразительном искусстве, хореографии.